- Что такое глубина цвета, FRC?
- Для чего монитор?
- Технологии защиты зрения: Flicker Free, Low Blue
- Разрешение, диагональ и плотность пикселей
- Частота обновления и матрица (IPS, TN, VA)
- E-ink (редкий эксклюзив)
- Технологии G-Sync (FreeSync)
- Глубина цвета (цветовой охват)
- Характеристики мониторов
- 1. Тип матрицы
- 2. Разрешение экрана
- 3. Яркость
- 4. Контрастность
- 5. Динамическая контрастность
- 6. Глубина черного цвета
- 7. Тип поверхности экрана
- 8. Время отклика
- 9. Углы обзора
- 10. ШИМ
- 11. Цветовой охват
- 12. Глубина цвета
- 13. Частота обновления экрана
- 14. NVidia G-Sync и AMD FreeSync
- 15. Интерфейсы
- Разница между цветовыми моделями sRGB и NTSC и битностью
- Что означают 6, 8, 10 бит в мониторе и телевизоре
- Чем отличается обычная матрица на 6 бит и матрица 6 бит + FRC
- Сколько бит в матрице монитора и телевизора должно быть?
Что такое глубина цвета, FRC?
Глубина цвета – важный параметр для любого монитора или телевизора. Это напрямую влияет на количество отображаемых оттенков, что серьезно сказывается на качестве изображения. И чем выше этот показатель, тем насыщеннее и красивее будет изображение на экране. При этом глубина цвета в современных мониторах и телевизорах может варьироваться от 6 до 12 бит.
Многие производители также используют технологию FRC (управление частотой кадров), которая создает визуально большее количество оттенков за счет мерцания пикселей. Это позволяет не только значительно улучшить качество изображения, но и снизить затраты на саму методику. Как правило, речь идет о 8 битах + FRC или 6 битах + FRC.
Для чего монитор?
Это первый вопрос, на который нужно ответить!
Понятно, что если он вам нужен на 10-15 минут в день (для проверки почты, например) — можете купить любой, и не заморачиваться… Будете ли вы сидеть на нем часами — другое дело (и от этого будет зависеть качество работы и наше благополучие!).
Если брать в целом (без узко конкретных моментов), то задачи чаще всего таковы:
- делопроизводство с документами (текстовые документы Word, таблицы Excel, подготовка презентаций, отправка почты, чтение книг и др работа с текстом);
- игры, фильмы (понятно, что любители игр тоже могут засесть за какой-нибудь документ, но речь идет об основном времяпрепровождении);
- обработка фото, видео (где важно увидеть и почувствовать все оттенки цвета).
Для каких задач приобретается монитор — игры, офис или работа с графикой // краткие характеристики
Теперь я попытаюсь кратко проанализировать основные характеристики, показанные на изображении выше.
Технологии защиты зрения: Flicker Free, Low Blue
В общем, я бы рекомендовал обратить на это пристальное внимание (это может сказаться на вашем здоровье!).
Смотрите скриншот ниже: слева видны небольшие горизонтальные полоски. На самом деле, когда экран работает, мы не успеваем их увидеть (они очень быстро «бегут»), но камера (без фильтров) легко фиксирует их на снимке (а они влияют на утомляемость глаз!).
Коварство этих «бегущих невидимых полосок» еще и в том, что они могут проявляться не всегда, а при определенном уровне яркости!
Обратите внимание, что слева есть полосы (во время работы мы их не успеваем увидеть, но на усталость влияют!)
В ряде современных мониторов (не во всех!) есть специальная технология защиты зрения (Flicker Free), которая «дает» гарантию, что монитор так себя вести не будет (независимо от уровня яркости). Учитывая экраны с этой функцией и без, конечно выбор очевиден, на мой взгляд…?
Кстати, помимо Flicker Free, я бы еще рекомендовал обратить внимание на фильтр Low Blue — он уменьшит количество резкого синего света, который может утомлять глаза. Этот фильтр будет крайне полезен для тех, кто много времени проводит за документами, чтением, работой с текстом.
Из личного опыта: такой фильтр есть на мониторах Philips, Asus, Benq и т.д.
Разрешение, диагональ и плотность пикселей
Что такое диагональ и как она измеряется
Если раньше между диагональю экрана (длина в сантиметрах от одного угла до другого) и разрешением (количество точек, из которых состоит изображение) существовала хоть какая-то «связь», то теперь можно найти ряд « крайности»:
- экран 13 дюймов (33 см) с разрешением 4К (3840 x 2160). Плотность пикселей: 338 PPI (калькулятор плотности пикселей). Конечно, при работе с ним нужно менять масштабирование в Windows, иначе все элементы на экране будут очень маленькими!
- экран диагональю 31 дюйм (78,74 см) с разрешением Full HD (1920 x 1080). Плотность пикселей: 71,07 пикселей на дюйм. Изображение на нем будет большим, хорошо различимым без всякого масштабирования. Но если вы внимательно посмотрите на мелкие элементы, например текст, то увидите, что буквы нарисованы не ровно, а с «зубцами» и неровностями, как будто составлены из маленьких квадратиков (пикселей). Смотрите скриншот ниже.
Плотность пикселей — как это выглядит на практике
Так что этот параметр (плотность пикселей) может в некоторых случаях влиять на работу: как в лучшую, так и в худшую сторону.
Случай 1. Допустим, у вас большая диагональ экрана и низкое разрешение (плотность пикселей: 71,07 PPI). При работе с мелким текстом на таком экране глаза могут устать (т.к шрифт будет не таким ровным, и вы будете постоянно видеть эти «зубчики» — тем самым напрягая зрение… Чисто на мой взгляд, для постоянная работа с текстами и шрифтами — плотность пикселей должна быть не менее 100! // но это очень индивидуально…).
С другой стороны, если вы смотрите фильмы или играете в игры на этом экране, откинувшись на спинку кресла, то никакой пикселизации шрифтов вы в принципе не заметите!
Случай 2. Возьмем обратную ситуацию. У вас экран с плотностью пикселей 338 PPI (в Windows значение масштабирования установлено на 200%).
Текст, шрифты, любые мелкие элементы на нем будут смотреться отлично! Но если запустить старую игру (или программу, не оптимизированную для масштабирования), вероятность «проблем» очень велика: окно либо не помещается на экране, либо очень маленькое…
Как решить этот недостаток?
Честно говоря, я не знаю. Можно взять какой-нибудь «средний» монитор (с 90-150 PPI) или, если ваше рабочее место позволяет, поставить пару мониторов: один на один, другой на другой…
Частота обновления и матрица (IPS, TN, VA)
Примечание. Частота обновления, матрица и время отклика указаны в этих характеристиках монитора.
Частота обновления монитора и время отклика важны (в первую очередь) для игр! (или в этих работах, когда изображение резко меняется)
Чем выше частота обновления (т.е сколько раз в секунду изображение обновляется на экране), тем более плавными будут на нем динамичные сцены (а такие сцены часто бывают в играх, некоторых фильмах).
Примечание: если вы выбираете монитор с частотой 144 Гц (и выше) — помните, что производительность вашего ПК должна обеспечивать желаемые 144 кадра в секунду. (FPS) в той игре, которую вы хотите, иначе вы не почувствуете разницы по сравнению со своим старым монитором с частотой 60 Гц…
Частота обновления экрана — на примере двух экранов 144 Гц и 60 Гц
Несколько слов о матрице и времени отклика.
Для игр (на мой взгляд!) лучшим выбором будет TN (для обработки фото — IPS// и его аналоги).
Почему? Да, ответ очевиден, у IPS-матриц хорошая и точная цветопередача, а у TN низкое время отклика (ниже, чем у многих современных IPS-экранов), — изображение на них при резких изменениях изображения не расплывается (как, например , на многих матрицах VA — смотрите видео ниже, как могут выглядеть траектории и искажения…).
E-ink (редкий эксклюзив)
Вообще мониторы с этой матрицей очень редкий эксклюзив, но все же встречаются! (Электронные чернила часто используются в электронных книгах).
Чем же так примечателен экран E-ink?
Дело в том, что E-ink использует специальную технологию трафаретной печати, призванную имитировать обычную печать. Они изображение на экране не мерцают, не блещут в лицо контровым светом, не блестят при попадании на него солнечных лучей, вообще не «делают» ничего такого, что могло бы вызвать усталость или раздражение глаз (по крайней мере, так написано, и так чувствую себя я в вашей электронной книге). Поэтому с ними намного комфортнее и приятнее работать.
На мой взгляд, они отлично подходят для длительной работы с документами, таблицами, текстом и так далее
E-ink (электронные чернила)
Правда, у них есть «свои» недостатки:
- плохая цветопередача, или вообще только черно-белые версии экранов (хотя кажется, что технологии в этом плане развиваются, и, может быть, когда-нибудь существенно добавят);
- большое время отклика: до 20+ мс (в то время как у TN 1 мс). Конечно, для игр на электронных чернилах дисплей точно не подходит;
- высокая цена!
Технологии G-Sync (FreeSync)
На мой взгляд, эти технологии в дисплее пригодятся геймерам. Их основная цель — сделать изображение более четким и плавным при изменении частоты кадров (например, устранить разрывы). См пример на изображении ниже.
Что обеспечивает G-Sync
Для справки!
G-Sync — это проприетарная технология, совместимая только с видеоадаптерами nVidia.
FreeSync — это открытая технология под брендом AMD (будет поддерживаться всеми видеокартами). Минимальная частота кадров для FreeSync составляет 9 кадров в секунду.
Кстати, в некоторых случаях вы можете включить G-Sync на мониторе FreeSync.
Глубина цвета (цветовой охват)
Вообще эта тема сложная, и многих ее «тонкостей» я не знаю (потому что я не фотограф, и не специалист по графике). Однако я не мог не заострить на ней внимание, ведь эту заметку могут читать люди разных профессий и бизнесов… (поэтому здесь я приведу только самое основное, легко усваиваемое и понятное!)
Глубина цвета экрана — это количество цветов, которые он может отображать. Обычно этот момент можно оценить, посмотрев, сколько разрядов выставлена матрица в мониторе.
Теперь вы можете найти следующие значения:
- 6 бит (или 262 144 цвета) — встречается в самых распространенных бюджетных телевизорах и мониторах. Как правило, эти устройства совсем не подходят для работы с графикой;
- 6-бит + FRC (16 777 216 цветов*) — сложные технологии «сглаживания», которые позволяют 6-битной матрице давать больше оттенков. Конечно, картинки на нем выглядят лучше, чем на просто 6-битном, но проигрывают «настоящим» 8-битным…
- 8-бит (16 777 216 цветов) — это средний сегмент, многие современные мониторы на рынке идут с 8-битной матрицей. Начальный уровень для работы с графикой;
- 10-битный (1 073 741 824 цвета) — устанавливается в дорогих телевизорах и мониторах. Картинка на них очень сочная, яркая, играет цветами (особенно если рядом поставить экран с 6-битной матрицей);
- 8 бит + FRC (1 073 741 824 цвета*) — почти 10 бит, но. см выше по аналогии с 6 бит + FRC;
- 12-битный (68 719 476 736 цветов) — в настоящее время используется в медицинских устройствах, в некоторых отраслях. Очень дорого!
Кстати, многие думают, что поскольку оттенков сотни тысяч, то разница между экранами будет незаметна… Однако это не так! Обратите внимание на плавность переходов на скриншоте ниже… Думаю спорить не с чем.
Обратите внимание на разницу в количестве оттенков
Если касаться не каких-то теоретических цветов радуги, а реальных изображений (фотографий), то смотрим пример ниже: на экране с 8-битной матрицей вода и небо отображаются гораздо лучше. На изображениях с более высоким разрешением мелкие детали могут отличаться еще больше!
Разница в изображении при 6 BIT+FRC и 8 BIT+FRC
К сказанному я бы добавил чтение отзывов реальных людей (которые не получают баллы за «хвастовство» теми или иными моделями на странице обзора) на форуме ixbt.com: там есть несколько тем по поиску и выбору экрана для чувствительных глаз.
- Тема 1 (Мониторы для чувствительных глаз).
- Тема 2 (Выбор универсального ЖК-монитора 24).
Характеристики мониторов
Кратко перечислим характеристики, которыми обладает каждый без исключения монитор. Создадим небольшой гайд с кратким описанием, что это такое, насколько параметр важен, на что он влияет и к каким значениям желательно стремиться.
К сожалению, не все характеристики встречаются в описаниях монитора, будь то монитор для ноутбука или монитор для настольного ПК. При этом среди параметров, которые обычно скрываются, есть очень интересные, способные повлиять на качество изображения.
1. Тип матрицы
Это указывается почти всегда. Основные типы используемых в настоящее время матриц — TN, IPS, VA и их модификации. Более подробную информацию можно найти в другой моей статье.
2. Разрешение экрана
Это размер экрана по вертикали и горизонтали в пунктах (пикселях). Самые популярные и часто используемые экраны на ноутбуках имеют разрешение FullHD (1920×1080). Кроме того, существует большое количество других разрешений, некоторые из которых более распространены, некоторые менее распространены.
Физически это свойство означает количество пикселей на экране, составляющих изображение. Чем больше пикселей на единицу площади экрана, тем лучше изображение, по идее, потому что пиксели становятся все меньше и меньше и менее заметными. Исчезает «зернистость» изображения.
В то же время не следует забывать о расходах. Чем выше разрешение, тем выше цена (в данном случае я оперирую как бы средним экраном, и я не сравниваю качественный экран с меньшим разрешением с бюджетным с большим разрешением).
Если речь идет о ноутбуке или мониторе, следует учитывать еще один момент. При использовании видеокарт класса GTX 1070/1080 практически в любой игре можно выставить настройки графики на максимум или близкие к нему.
Если экран имеет разрешение 4К (3840 х 2160), видеокарт GTX 1070/1080 может не хватить для наслаждения изображением в играх с максимальными настройками графики. Возможно, вам потребуется установить пару таких видеокарт, а то и больше.
3. Яркость
Указывается в характеристиках любого монитора. Это значение измеряется в кд/м2 (кандела на квадратный метр). Собственно, что это за характеристика, понятно из названия. Строго говоря, чем выше значение этого параметра, тем лучше. Экран легко настроить, уменьшив яркость.
Что касается портативных мониторов, то этот параметр важен еще и по той причине, что сама конструкция такого типа компьютеров позволяет использовать их не только в офисе или дома, но и в поездках, на улице, где яркое солнце или другой источник света будет освещать изображение на экране.
При низких значениях яркости таким экраном будет сложно пользоваться при ярком освещении. Если максимальное значение соответствует 300 кд/м2 и выше, значит, сильный солнечный свет не помешает. Наконец, лучше иметь запас яркости, потому что его всегда можно уменьшить, а добавить то, чего нет — к сожалению.
4. Контрастность
Этот параметр отражает соотношение между уровнем яркости белого и черного. Обычно указывается в виде соотношения, например 1000:1. Как и в случае с яркостью, чем выше это значение, тем лучше. Изображение будет более естественным.
Контрастность зависит от технологии изготовления матрицы. Так что IPS-экраны по этому параметру хуже экранов, выполненных по VA-технологии, не говоря уже об OLED, квантовых точках и т.п.
Условно можно принять, что экраны с контрастностью 500:1 и менее можно отнести к категории посредственных. Лучше ориентироваться на значения 1000:1 и выше. Особенно, если по работе приходится сталкиваться с редактированием изображений, раскрашиванием и т.п.
5. Динамическая контрастность
Этот параметр указывается практически всегда, по крайней мере, для обычных, непортативных мониторов. Согласитесь, что не включать спецификацию, например, значение 100000000:1 — это упущение. Крупные цифры привлекают внимание и привлекают потенциальных покупателей (если это не цена).
Что означает эта функция? Это результат того, что электроника экрана постоянно корректирует изображение, чтобы улучшить «картинку». Яркость ламп регулируется для достижения высокой контрастности изображения.
На этот параметр я не буду обращать особого внимания, потому что это скорее маркетинг, чем реальная характеристика, говорящая о достоинствах того или иного экрана. Также, какой бы монитор вы ни выбрали, подсчитывать количество нулей в значении динамической контрастности сложно и нужно.
6. Глубина черного цвета
Но этот параметр редко указывается в технических характеристиках, хотя и влияет на качество изображения. При использовании экрана в обычных условиях, при дневном или искусственном освещении оценить этот параметр бывает сложно.
Другое дело, если показать на экране черное изображение, при низком уровне внешнего освещения, или в полной темноте, станет заметно, что черный цвет не совсем черный, а может даже больше походить на серый. Некоторые области экрана могут быть ярче, чем близлежащие области.
Все это связано с тем, что для получения изображения на ЖК-экране используется подсветка, а для отображения черного цвета она не отключается, а блокируется поворотом кристаллов таким образом, что они не излучают свет.
К сожалению, они ПОЧТИ не пропускают свет, часть света все же преодолевает этот барьер. На изображении выше вы можете видеть, что черный цвет все еще имеет серый оттенок.
Опять же, многое зависит от технологии изготовления матрицы. Черный цвет на VA-экранах больше похож на черный, чем, например, на IPS. Конечно, многое зависит от качества используемой матрицы, настроек, регулировок, но в целом это так. OLED-экраны, основанные на квантовых точках и других новых технологиях, лучше всего справляются с черным цветом.
С определенной погрешностью уровень черного можно рассчитать, разделив яркость на контрастность. Например, при яркости экрана 300 кд/м2 и коэффициенте контрастности 1000:1 мы получаем значение 0,3. Это означает, что черные пиксели будут светиться (по идее они вообще не должны светиться, и только в этом случае можно говорить об истинно черном цвете) с яркостью 0,3 кд/м2.
Надеюсь понятно, что чем ниже это значение, тем лучше, тем «чернее» будет черный цвет, простите за тавтологию.
7. Тип поверхности экрана
При взгляде на сами экраны видно, что некоторые из них глянцевые, поверхность блестящая, имеет зеркальный эффект. Другие экраны, наоборот, почти ничего не отражают и хорошо справляются с бликами. Поверхность бывает двух видов – глянцевая и матовая. Также можно встретить полуматовые модели, но это попытки совместить достоинства обоих видов, и уменьшить недостатки, присущие каждому из них.
Итак, к несомненным достоинствам глянца можно отнести лучшую яркость и контрастность, лучшую цветопередачу, изображение воспринимается четче. Тем, кто работает с изображениями, лучше отдать предпочтение этому типу.
У глянцевых экранов есть и недостатки. Это, конечно же, блики и отражения ярких предметов — фонарей, светлых окон и т д. Это может утомлять глаза. Такие дисплеи плохо подходят для ноутбуков, которые часто используются на улице при сильном солнечном свете. Еще одной неприятной особенностью является несанкционированный сбор экранами с такой поверхностью отпечатков пальцев, а также других загрязнений. Лучше не совать пальцы в экран, чтобы постоянно не стирать оставшиеся следы.
Матовые экраны «по определению» не слепят, лучше ведут себя при ярком свете, но это связано с ухудшением контрастности и цветопередачи. Есть еще один недостаток, характерный для матовых экранов, это «кристаллический эффект». Об этом свидетельствует тот факт, что показанная точка не имеет четких границ, а может иметь неровные края с разными оттенками.
Насколько это заметно, зависит от зрительных функций. У одних такие «кристаллы» буквально бросаются в глаза, а другие их не замечают. Однако от этого страдает четкость изображения.
Читайте также: Лучший бесплатный антивирус 2021 для Windows
8. Время отклика
Параметр, который почти всегда указывается. Для тех, кто любит игры, это один из вариантов основного экрана. Время отклика определяет, насколько четким будет изображение в динамических сценах. Он проявляется, например, в виде поездов, которые тянутся к элементам изображения, которые быстро перемещаются по экрану. Чем короче время отклика, тем лучше.
Этот параметр зависит от технологии производства матрицы, используемой в конкретном экране. Итак, самыми «скоростными» являются TN-мониторы, и это чуть ли не единственная (если не учитывать стоимость) причина, по которой этот тип мониторов до сих пор не «умер». IPS медленнее, а VA находятся между этими типами матриц по скорости отклика.
Если экран выбирается для работы в офисе, для серфинга в интернете, просмотра видео, работы с фото, то этот параметр не очень важен. Теперь, если вы настоящий фанат виртуальных сражений, экран с минимальным временем отклика просто необходим. А тут даже можно смириться с худшей цветопередачей, неважными углами обзора для TN-матриц. У них самое короткое время отклика.
9. Углы обзора
Как можно понять из названия, это означает, под каким углом можно смотреть на экран, при котором изображение не теряет цвета, не ухудшается яркость и качество изображения. Здесь явный аутсайдер TN массивов. Особенности технологии таковы, что приблизиться к максимальным значениям невозможно.
Но с этим у IPS-панелей все в порядке. Углы обзора 178 ° как по вертикали, так и по горизонтали являются обычными. Честно говоря, под таким большим углом картинка все же портится, но нет таких катастрофических последствий, как на TN. Матрицы VA ближе к IPS, хотя и немного уступают им.
Насколько важен этот параметр, зависит от того, как используется монитор. Если вы не собираетесь смотреть ролики с ютуба или снимать на прошедшей вечеринке в большой компании, а использовать экран в отличной изоляции, то углы обзора не столь важны.
10. ШИМ
Характеристика, которая почти никогда не указывается. Что такое ШИМ (англ. — PWM)? Это широтно-импульсная модуляция, которая используется для регулировки яркости экрана. В чем суть проблемы?
Как я уже упоминал, говоря о глубине черного, ЖК-мониторы используют подсветку. Максимальная яркость экрана не всегда нужна и ее нужно уменьшать. Как мне это сделать? Как минимум двумя способами:
- Уменьшите яркость ламп подсветки/светодиодов.
- Принудительно включать и выключать источники света, подавая на них импульсы с определенной частотой и скважностью, что воспринимается как уменьшение яркости свечения.
Другой вариант — ШИМ-управление яркостью. Почему он плохой? Это мерцание ламп. Хорошо, если частота мерцания высокая и составляет десятки кГц. Неплохо, если амплитуда импульсов небольшая. Хуже, когда частота мерцания низкая, и оно может стать заметным «на глаз».
Принцип работы следующий. Для уменьшения яркости экрана на лампы подсветки подаются импульсы таким образом, что они часть времени находятся во включенном состоянии, а часть времени в выключенном. Например, при яркости 50% ламы включены половину времени и выключены половину времени.
Полученное значение отношения между временем, когда подсветка включена, и временем, когда она выключена, и будет некоторым уровнем яркости экрана. При дальнейшем снижении яркости время свечения ламп уменьшается, а время нахождения их в выключенном состоянии увеличивается. Мерцание становится более заметным.
Естественно, многое зависит от индивидуальных особенностей прицела. Некоторые люди слабо реагируют на такое мерцание, а некоторые через пару часов, образно говоря, начинают «просачиваться».
Всё равно наличие ШИМ — это минус для экрана. К сожалению, узнать о наличии или отсутствии этого неприятного эффекта можно либо из обзоров или обзоров на тот или иной экран, либо проверить самостоятельно. Вы можете провести простую проверку, которая называется «карандашный тест».
Суть в том, что нужно взять обычный карандаш и помахать им веером в плоскости экрана. Естественно, экран должен быть включен. Если контур карандаша виден при быстром движении, он, к сожалению, мерцает. Если контуры не видны, мерцания нет. Тест следует повторить при более низких значениях яркости.
Если ШИМ в выбранном мониторе присутствует, лучше узнать, как он работает, в подробных обзорах. Если частота импульсов высокая, или ШИМ используется только при низких значениях яркости, например от 0 до 25-30%, и далее используется прямое управление яркостью подсветки, то это не так уж и плохо.
Теперь, если посмотреть на предлагаемые модели экранов, то некоторые из них можно найти с обозначением «Flicker Free», то есть отсутствие мерцания. На ноутбуках такого обозначения не встречал, а на обычных мониторах встречается. Такая маркировка означает отсутствие мерцания, а это дополнительный плюс модели дисплея.
11. Цветовой охват
Еще одна характеристика, которая не всегда указывается в характеристиках монитора, но ее значение может стать одним из решающих аргументов в пользу той или иной модели. Чаще всего его указывают, когда производитель хочет подчеркнуть высокое качество матрицы, установленной на ноутбуке или мониторе.
Думаю, имеет смысл посвятить этому вопросу отдельный материал, а сейчас расскажу вкратце. В обзорах ноутбуков или мониторов вы наверняка видели подобную картину. Это шкала экрана ноутбука Dell XPS 15.
Эта разноцветная область и есть то, что видит человеческий глаз, цвета и оттенки, которые мы можем различать. Треугольники внутри — диапазон цветов, отображаемых конкретным монитором, а также пределы, соответствующие принятым стандартам цветового пространства для компьютерной техники: мониторов, принтеров и т.п.
Два наиболее часто используемых цветовых пространства:
- sRGB — это стандарт, разработанный в 1996 году компаниями HP и Microsoft. Охватывает небольшую часть цветового пространства, доступного человеческому зрению.
- Adobe RGB — это стандарт, который шире sRGB и охватывает больше цветов.
Обычно цветовой охват выражается в процентах от определенного стандарта. Таким образом, экран, покрывающий около 60% sRGB, можно назвать посредственным, так как на нем сложно добиться достоверной цветопередачи. Подойдет для офисной работы, серфинга в интернете в том числе, но для редактирования изображений такой экран не подойдет. Здесь нужны мониторы с цветовым спектром порядка 100% sRGB и выше.
В заключение, если вы хотите хорошую картинку с естественными цветами, вам нужен цветовой спектр как можно шире, значения — чем больше, тем лучше.
12. Глубина цвета
Еще один параметр, который сложно найти в характеристиках конкретного монитора, но такая информация есть в характеристиках используемой матрицы. Проще говоря, это количество отображаемых цветов. Часто можно обнаружить, что экран отображает 16,7 млн цветов. Это наиболее распространенное значение этого параметра. Проблема в том, что этого можно добиться разными способами.
Напомню, что любой цвет образуется из трех основных цветов – красного, синего, зеленого. Соответственно, матрица монитора имеет для каждого такого цвета определенную разрядность, измеряемую в битах. Если на каждый цвет приходится по 8 бит, то мы получаем 256 оттенков каждого цвета, что в совокупности дает 16,7 млн цветов. Все хорошо, экран показывает отлично, можно брать.
А если каждый цвет не кодируется 8 битами? В дешевых мониторах часто используются 6-битные матрицы, но дополнительно указывается и аббревиатура «+FRC». Что означают эти буквы?
Для начала надо учесть, что при 6-битном цветовом кодировании можно добиться 262 тысяч цветов. Как получить последние 16 миллионов? Это из-за технологии FRC (управление частотой кадров).
Смысл в том, чтобы получить «недостающие» полутона показом промежуточного кадра с двумя другими цветами, что в итоге дает оттенки, недоступные для 6-битной матрицы. На самом деле у нас есть еще одно мерцание.
ФР это плохо? Опять же, многое зависит и от задач, выполняемых на экране, и от особенностей зрения. Кто-то не замечает FRC, кого-то это раздражает. Да и чисто субъективно, если приходится работать с цветами, то лучше экран с «честной» 8-битной матрицей.
Для профессионалов доступны мониторы с 10-битной матрицей, что позволяет отображать более миллиарда цветов. Думаю не стоит говорить, что стоимость таких мониторов не в последнюю очередь и для офиса/дома/игр вполне подойдет 8-битный монитор или даже 6-битный + FRC, если мерцание не заметно и его предъявляет не высокие требования к экрану.
13. Частота обновления экрана
В отличие от старых ЭЛТ-мониторов, этот параметр не так важен для мониторов, выполненных по ЖК-технологии, особенно если все ограничивается офисной работой, веб-серфингом, просмотром видео. Если матрица выдает 60-75 Гц, этого более чем достаточно.
На этот параметр стоит обратить внимание тем, кто играет в игры, особенно с быстро перемещающимися по экрану объектами. Также важно, какая видеокарта используется в данном случае. Если он способен выдавать большое количество FPS, было бы лучше, если бы частота обновления экрана была выше.
Если вы посмотрите на модели мониторов, в том числе и в игровых ноутбуках, то заметите, что мониторы предлагаются с частотой обновления 120, 144 Гц и даже выше. В этом случае быстрые движения на экране будут более плавными и с меньшим количеством облаков, следующих за движущимися объектами.
Строго говоря, в данном случае важна не только частота обновления, но и быстродействие матрицы. Пиксели, составляющие изображение, должны успеть изменить свои параметры свечения в зависимости от изменения отображаемого изображения. В остальном быстрое время отклика в сочетании с высокой частотой обновления — реальные аргументы в пользу того, что технология TN по-прежнему актуальна для игровых мониторов.
Также следует упомянуть, что высокая частота обновления экрана – это неплохо, она позволяет снизить остроту проблемы рассинхронизации частоты кадров, которую выдает видеокарта, и частоты обновления кадров экрана. Это касается игр, и решить эту проблему помогает следующий параметр.
14. NVidia G-Sync и AMD FreeSync
Для начала кратко опишем проблему. Идеальная ситуация, когда видеокарта генерирует и выводит каждое изображение на экран с частотой, равной частоте обновления экрана. К сожалению, в каждый момент времени видеочипу приходится просчитывать совершенно разные сцены, одни из которых «проще» и занимают меньше времени, а другие требуют гораздо больше времени для рендеринга.
В результате изображения подаются на экран с большей или меньшей частотой, чем частота обновления экрана. При этом, если видеокарта умеет просчитывать, отображать кадр и даже делать небольшую паузу перед рендерингом следующего в ожидании очередного цикла обновления экрана, особых проблем не возникает.
Другое дело, если в игре высокие настройки графики и видеопроцессору приходится напрягать все свои кремниевые мощности для просчета сцены. Если расчет занимает много времени и кадр не готов к началу цикла обновления, возможны два сценария:
- Цикл пропущен.
- Рендеринг начинается, когда кадр готов и отправлен на экран.
В первом случае нужно включить режим V-Sync. Если новый кадр не готов к началу обновления экрана, предыдущий продолжает отображаться. Результат — появляются микрозадержки изображения, рывки. Но картина полная.
Если режим V-Sync отключен, движение будет более плавным. Правда, может быть и другая проблема. Если кадр подготовлен где-то внутри цикла обновления экрана, то кадр будет состоять из двух частей, старой и новой, которые начнут отрисовываться с момента отправки на экран. Визуально это выражается в горизонтальных разрывах изображения, ступенях.
Более высокая частота обновления снижает серьезность проблемы. Но это не решает ее полностью. Чтобы помочь избавиться от этих неприятных проблем с изображением, NVidia позволяет использовать технологии G-Sync и AMD FreeSync.
Как следует из названия, они предлагаются производителями видеокарт. Поэтому при выборе монитора с одной из этих технологий следует учитывать, какая видеокарта установлена на вашем компьютере или какую вы собираетесь установить. Неразумно для видеокарты AMD покупать монитор с G-Sync и наоборот. Пустая трата денег на то, что не будет использоваться.
Теперь о самих этих технологиях. Принцип их работы похож, но методы их решения разные. NVidia использует собственный аппаратный и программный подход. В мониторе есть специальный блок, отвечающий за работу G-Sync, а AMD справляется с протоколом DisplayPort Adaptive-Sync, то есть без установки в монитор дополнительных аппаратных блоков.
В данном случае не важно, что означает, что проблема решена, важно то, чего можно добиться в результате. Вкратце принцип работы G-Sync и его аналога от AMD таков.
Частота обновления экрана не фиксирована, а связана со скоростью рендеринга видеокарты. Изображение на экране появляется в тот момент, когда кадр готов к отображению. В итоге мы получаем не фиксированное, например, обновление экрана 60 Гц, а плавающее значение. Один кадр вычисляется быстро — и сразу же отображается на экране. Второй рендерится дольше — матрица дисплея ждет и не обновляет изображение до тех пор, пока кадр не будет готов.
В итоге имеем ровное изображение без дырок и прочих артефактов. Поэтому, когда речь идет о мониторе, выбираемом для игр, идеальным вариантом является модель с наличием одной из этих двух технологий (с учетом того же производителя видеокарты в компьютере) и желательно с частотой обновления 120 Гц или выше. Правда, стоить такой экран точно будет недешево.
15. Интерфейсы
Здесь я не буду подробно останавливаться, потому что, думаю, и так понятно. Это разъемы, установленные в мониторе для подключения к видеокарте. Для ноутбуков параметр вообще неактуален, т.к дисплей «включен» и подключен в первую очередь.
Разница между цветовыми моделями sRGB и NTSC и битностью
Здесь может возникнуть логичный вопрос, а есть ли разница между моделями прикуса и цвета с соответствующим покрытием? Если матрица имеет значительную глубину цвета, резкие цветовые переходы будут незаметны. Чем больше глубина сверления, тем меньше риск таких переходов между несколькими оттенками. И вы должны понимать, что сегодня эти качества неотделимы друг от друга. То есть широкий цветовой спектр соседствует с высокой разрядностью.
Что означают 6, 8, 10 бит в мониторе и телевизоре
Рассмотрим следующую ситуацию. В 6-битной матрице каждый цвет может быть представлен в виде 64 различных оттенков. Как правило, имеется 3 субпикселя, что в сумме дает 262 144 цвета. Этот показатель получается следующим образом: 26×26×26 = 64×64×64. Именно поэтому разрядность напрямую связана с качеством изображения.
Матрицы с 6 битами используются в старых или ультрабюджетных телевизорах. Их также можно найти в дешевых офисных мониторах. Наиболее распространены 8-битные мониторы, способные отображать 16 777 216 цветов. Это золотая середина, а также оптимальный вариант между ценой и качеством.
10-битные матрицы с 1 073 741 824 цветами считаются продвинутыми. Они встречаются в премиальных мониторах и телевизорах. В OLED-телевизорах часто используются экраны с разрядностью 10 бит. А вот 12-битные дисплеи пока редкость, так как их применение ограничено узкоспециализированными областями.
Чем отличается обычная матрица на 6 бит и матрица 6 бит + FRC
В последнее время производители мониторов и телевизоров стали часто использовать матрицы 6-бит + FRC и 8-бит + FRC. Все дело в технологии Frame Rate Control, которая увеличивает количество оттенков. Делается это благодаря покадровой подстройке яркости для отдельного субпикселя. Это позволяет создать иллюзию нескольких оттенков. Поэтому при FRC 8-битная матрица «трансформируется» в 10-битную, а 6-битная матрица в 8-битную.
При этом вы должны понимать, что экраны с технологией FRC потенциально готовы отображать более глубокое и контрастное изображение. С другой стороны, например, 8-битная + FRC-матрица не может стать полноценной заменой 10-битной матрицы, потому что первая из них будет иметь менее точную цветопередачу.
Сколько бит в матрице монитора и телевизора должно быть?
Наиболее популярны сегодня телевизоры и мониторы с 8-битными матрицами. И тут все логично, так как именно экраны с 8 битами являются золотой серединой по соотношению цена-качество. В последнее время также стали популярными устройства вывода изображения, получившие матрицы 8-bit + FRC. Стоимость таких телевизоров и мониторов мало чем отличается от стандартных 8-битных моделей, но визуально они отображают больше цветов.
выбор массива и его разрядности — процесс одновременно простой и сложный. С одной стороны, нужно всегда стремиться к совершенству. То есть их 10 или 12 штук. Но многое зависит от бюджета. Если он ограничен, лучше выбирать с умом.
Вы часто смотрите фильмы, сериалы и играете в игры на своем компьютере или консоли? Затем выберите матрицы с 8 битами + FRC. Этого достаточно, чтобы насладиться качественной картинкой с довольно большой палитрой цветов. Экраны с подобными экранами также подходят для работы с графикой, текстом, таблицами и различных офисных задач.
Если вы профессиональный дизайнер или фотограф, или занимаетесь сложными графическими проектами, без 10-битного дисплея не обойтись. Только они могут обеспечить наиболее точную цветопередачу. А любителям кино определенно стоит присмотреться к 10-битным экранам. Именно 10-битные телевизоры раскрывают потенциал режима HDR, обеспечивающего расширенный динамический диапазон.
Естественно, такие телевизоры отличаются отличными характеристиками, показывают сочную и яркую картинку. Матрицы с разрядностью 10 бит устанавливаются в премиальных моделях. Но в последнее время наметилась тенденция, когда телевизоры даже среднего ценового сегмента встречаются с полноценными 10-битными матрицами.
Поэтому часто телевизор или монитор рекомендуют выбирать исходя из конкретных задач и сценариев работы. Дополнительные мощности и технологии могут быть просто невостребованными. Также, если речь идет о 10-битных дисплеях, контент для них должен быть соответствующим. В противном случае изображение будет деградировать до уровня 8-битных дисплеев. Но важно помнить, что чем больше бит, тем больше цветов может отображать экран.